Школа Александра Репьева

Реклама
Маркетинг
Брэндинг

 

На главную страницуО школе А. Репьева | Консультирование
Дистанционные курсы | Книги | Рецензии | Статьи

alex@repiev.ru 
(8) 499 194-52-21

Темы статей:

Маркетинг

Маркетинговое мышление

Псевдомаркетинг

Продажи

Реклама (общее)

Копирайтинг

Брэндинг

Реклама и маркетинг
в России

Творчество и псевдотворчество
в рекламе

Наука и псевдонаука
в рекламе

Преподавание маркетинга и рекламы

Маркетинг технологий

Рекламные фестивали

Интернет

Прочее

 

Repiev's articles in English

 


Глава из книги Джона Стила, специалиста по account planning, «Правда, ложь и реклама» (Truth, Lies and Advertising: The Art of Account Planning by Jon Steel
 


 

Сокращенный перевод А.П. Репьева

 

Искусство ради искусства
в рекламе

 

Джон Стил (Jon Steel)

 

Я КАК-ТО ПРИСУТСТВОВАЛ на конференции, на которой Джон Вебстер (John Webster), исполнительный творческий директор Boase Massimi Pollitt, выступал перед аудиторией молодых «креаторов» из рекламных агентств. Показав несколько своих роликов, он попросил присутствующих задавать вопросы.

Один молодой человек сказал: «Некоторые из показанных вами роликов - это лучшие из того, что я видел, но в них есть что-то необычное. В них очень много продукта. Логотип показан крупно. Большинство «креаторов», которых я знаю, борются за то, чтобы сократить время ролика, посвященное продукту, и стараются уменьшить размер логотипа. Почему в ваших роликах все не так? Поступаете ли вы так по собственному усмотрению, или поступать таким образом вас заставляют ваши клиенты?»

Джон ответил: «Я постоянно сталкиваюсь с творческими людьми, которые жалуются, что их клиент заставляет их увеличить логотип, или что они должны упомянуть название марки и что, если они так поступят, то они «погубят идею». Но мы не художники, как бы нам не хотелось таковыми казаться. Мы работаем в бизнесе, занимающемся продажей продуктов. И в этом состоит моя ответственность перед моими клиентами. Я включаю в рекламу продукт так творчески, как я только могу, но если я не сделаю продукт центром моей рекламы, то какой бы «творческой» или развлекательной не оказалась реклама, я просто напрасно потрачу свое время и деньги клиентов».

Джон продолжал с ироничной улыбкой: «Я не знаю, сколько из вас полагают, что они работают в бизнесе развлечений, но если вы так считаете, то, скорее всего, вам нужно уё…ть (fuck off) и заняться написанием сценариев для развлекательных программ».

Агентство должно иметь одну самоцель, и, нравится ли вам это или нет, эта самоцель коммерческая. Искусство - это средство, которое может помочь рекламе выделиться, стать более запоминаемой, и, в идеале, донести сообщение таким образом, чтобы оно более эффективно воздействовало на аудиторию. Но это случается редко, и только тогда, когда создатель рекламы, как Вебстер, знает, что искусство и коммерция должны жить бок о бок и составлять единое целое (симбиоз). Если или искусство или коммерция начинают превалировать, то мы получаем не симбиоз, а паразитирование, и эффективность рекламы снижается, причем как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

В мае 1985 г. Рональд Рейген, выступая с речью перед получателями Национальной медали за искусства (National Medal of Arts), сказал: «В атмосфере свободы художники и их спонсоры могут свободно придумывать то, что себе трудно представить, и создавать дерзновенные вещи; они свободны как совершать ужасные ошибки, так и создавать шедевры». Для тех, кто подходит к рекламе, как к разновидности искусства, эти слова должны звучать, как сладкая музыка.

Некоторые копирайтеры и арт-директоры, а иной раз и целые агентства, полагают, что истинная сила рекламы в их искусстве, и что они совершенно свободны в своем творчестве: они могут нарушать правила, быть дерзновенными, и хотя им время от времени приходится от чего-то отказываться, их ждет слава и удача.

Но здесь есть, однако, одна очень существенная проблема. Свобода, о которой говорил Рейген, приветствуется не только самими художниками, но и их заказчиками. К сожалению, заказчики рекламы, то есть рекламодатели, на руках которых многомиллионные рекламные бюджеты, обычно не очень склонны приходить в восторг от сумасшедших идей и не хотят рисковать маркетинговыми бюджетами, своей долей рынка, прибыльностью, котировкой их акций и, в конечном счете, своей работой, и полагаться на слова двадцатилетнего существа с татуировкой и кольцом в носу, заявляющего: «Поверьте мне… это будет клево!» Я должен признаться, что если бы я отвечал за рекламный бюджет в сто миллионов долларов, я бы чувствовал себя точно так же.

Часто приводят имена Микеланджело, Стефана Спилберга и Джона Леннона в качестве свидетельства того, что искусства - это могучая сила, и что искусство наиболее действенно только тогда, когда творец пользуется полной свободой. И стал бы плафон Сикстинской Капеллы таким замечательным, если бы Микеланджело страдал от вмешательства, которое обычно имеет место при работе над конкретной рекламной кампанией? Стали бы произведения искусства такими замечательными, если бы их создатели во всем уступали маркетологам?

Но мы здесь сравниваем несравнимое. Прежде всего, люди потребляют искусство, кино и музыку по доброй воле, в то время как рекламу им навязывают. Аудитория чистого искусства добровольная, но рекламе еще надо эту аудиторию найти и увлечь. И если это ей удается, то у нее очень мало времени для того, чтобы высказаться. На то, чтобы увлечь свою аудиторию у Спилберга в запасе несколько часов. У плафона Сикстинской Капеллы в запасе столько времени, сколько захочет на нее потратить зритель.

А есть ли на самом деле такая вещь, как «чистое» искусство? Можете ли вы себе представить Папу, который бы выделил Микеланджело неограниченный бюджет, не поставил бы никаких временных рамок, и не высказал бы никакой идеи относительно темы фресок? - «Микеланджело, ты творческий гений. Удиви меня!» Или представьте себе, что бы сказали руководители студии Universal, если бы Спилберг заявил им, что он хочет после «Парка Юрского периода» создать трехчасовую ленту о Холокосте. Или если бы он небрежно бросил им, что он хочет снять фильм полностью черно-белым. Жизнь истинных художников не такая уж сладкая, как это многим кажется.

Не удивительно, что некоторые «креаторы» в агентствах считают себя художниками, а не продавцами. Многие из них имеют художественное образование и художественные интересы, и честно говоря, многие предпочли бы посвятить свою жизнь живописи, скульптуре, написанию сценариев или романов, а не созданию реклам. Некоторых преследует наваждение, что они проституируют, не занимаясь более почтенным делом, променяв его на материальное благополучие рекламного агентства. В то время, как наиболее реалистичные из них просто закусили губы и говорят себе, что их карьера в рекламе - это просто временное прибежище на пути к более достойным занятиям, другие же пытаются превратить рекламу в выход для своих художественных и литературных амбиций.

В своей книге «Огилви о рекламе» мэтр говорит о «шумных сумасшедших на периферии рекламного бизнеса, чей «багаж» состоит из этнического юмора, эксцентричного арт-директорства и самопровозглашенной гениальности». Огилви часто выступал с резкими выпадами против тех, кому увлечение рекламой, как формой искусства, мешало продавать продукты. При этом он признался, что в начале своей карьеры в рекламе ему самому пришлось вытравлять из себя «псевдолитературные претензии» пока он не понял, что ему следует сосредоточить все свое внимание на «обязанности рекламы продавать».

Проблему усугубляет система, с помощью которой рекламная индустрия «оценивает» своих творческих людей. Каждый год проводятся многочисленные рекламные шоу и фестивали, на которых якобы определяют наиболее творческую рекламу, а также людей и команды, которые создали наиболее выделяющиеся новые кампании. Успех на этих шоу обеспечивает предложения более престижной и высокооплачиваемой работы в агентствах, а посему не стоит удивляться тому, что некоторые креаторы стремятся сохранить «художественную целостность» своих идей и рассматривают вклад других, в особенности потребителей, как посягательства на эту целостности. Они полагают, что если они уступят, то их кампании станут хуже, а это косвенно повлияет на их карьеру.

Повторяю, я не утверждаю, что искусство не является составной частью рекламы. Я просто утверждаю, что одного искусства не достаточно; а когда оно становится самоцелью и затмевает стратегические и деловые соображения, оно препятствует, а не помогает, рекламе убедить покупателя.

Рич Сильверстейн (Rich Silverstein) часто говорил мне, что именно сочетание искусства с коммерцией представляет для него интерес в рекламе и продолжает бросать ему вызов. По его мнению, гораздо легче создавать просто искусство, чем создавать искусство, которое продает.

См. также:
«Псевдотворчество в рекламе»
«Рекламные дизайнеры! – Где вы?»
«Сумасшедшие захватили власть в сумасшедшем доме»
«Пожирателям продуктов КАНН-ализации»

 

Курс А. Репьева

(маркетинг и реклама)

Дистанционный 3-месячный

 

 

Перепечатка моих статей другими сайтами – Я разрешаю перепечатывать любые мои статьи. Непременное условие – указание моего авторства и ссылка на этот сайт www.repiev.ru,  а не на сайт, который первым перепечатал ту или иную мою статью. К сожалению, есть случаи некорректных перепечаток – иногда у моих статей даже появляется другой автор!

 

Темы статей:

Маркетинг | Псевдомаркетинг | Реклама (общее)
 Брэндинг | Реклама и маркетинг в России
Творчество и псевдотворчество в рекламе
Наука и псевдонаука в рекламе
Копирайтинг | Маркетинг технологий
Рекламные фестивали | Интернет

Repiev's articles in English

 

 

Если это
не продает,
это не
творчество.

Д. Огилви

Результатом
правильно
практикуемой
креативности
должно быть
увеличение
продаж,
полученное
наиболее
экономно.

Б. Бернбах

Мы всегда
начинали с
маркетингового решения, а не
с креативного
решения.

Д. Чиат

В рекламе
ищут
нелогичных
людей.

Х. Сколимовский

Успех в
маркетинге
начинается с
маркетингового
воображения.

Т. Левитт

Думай.
Девиз IBM

 

 

На главную страницуО школе А. Репьева | Консультирование
Дистанционные курсы | Книги | Рецензии | Статьи

alex@repiev.ru 
(8) 499 194-52-21