Школа Александра Репьева

Реклама
Маркетинг
Брэндинг

 

На главную страницу | О школе А. РепьеваКонсультирование
Дистанционные курсы | Книги | Рецензии | Статьи

alex@repiev.ru 
(8) 499 194-52-21


 

 


 

Маркетинг для топ-менеджеров, И.В. Липсиц — М.: Эксмо, 2007 — 448 с — Рецензия

 

 

Маркетинг для топ-менеджеров

 

 

 

Эта книга вызвала у меня шок. Неужели кто-то считает ее содержание маркетингом? И неужели кому-то кажется, что именно это позарез нужно российским топ-менеджерам?

В предисловии автор заявляет: «Название книги постулирует, что в ней рассматриваются самые интересные идеи маркетинга». Завидная уверенность.

Уважаемые топ-менеджеры, уверяю Вас, что многие маркетологи-практики, ознакомившись хотя бы с предложенным автором потрясающим списком этих «самых интересных идей», будут долго чесать затылок, ибо большая часть этих идей (и того, как они преподнесены в книге) к маркетингу не имеет никакого касательства. А если это то, что г-н Липсиц читает слушателям курсов МВА и Executive MBA, то мне этих слушателей искренне жаль.

Сие произведение представляет собой набор из 70 нелепо подобранных, структурированных и изложенных глав («идей»). Большая часть книги — это экономическая фантазия на некоторые маркетинговые, около-маркетинговые и совсем немаркетинговые темы. (Уж лучше бы автор просто переписал дремучего Котлера.) Содержание большинства «идей» — это экономический текст с маркетинговыми «фиговыми листочками» — см., например, «Идею № 22».

Как принято в солидной экономической литературе, книга обильно сдобрена схемами и таблицами, цифрами и даже формулами. Как тут не вспомнить экономиста Роберта Хейлбронера (Robert Heilbroner), так охарактеризовавшего увлечение его коллег математикой: «Математика придала экономике строгость (rigor), но, увы, также и mortis» (rigor mortis — трупное окоченение).

Значительный вклад в «окоченение» вносят и многочисленные рисунки-схемы. Они есть в каждой «идее», иногда даже по нескольку штук. Многие из них бесполезны, часть из них непонятна. Например, автор задает вопрос «Почему покупатель от вас уходит?» (Идея № 35) и правильно отвечает — «потому что он получает от компании совсем не то, что получить хотел». Но автору подобный ответ кажется несолидным. И вот появляется потрясающая схема:

 

 

(Дорогой затурканный топ-менеджер, Вам все ясно? А в книге Вас ждет море таких картинок.)

Для таких случаев британский маркетолог Эндрю Эренберг (Andrew Ehrenberg) придумал словечко SONK (Scientification of NON-Knowledge — Онаучивание Незнания). Этой же цели (онаучиванию) служат любимые автором перечисления, которые, как правило, включают разношерстные вещи. Автор плохо отличает конечный результат от промежуточного и общее от частного.

В книге много примеров. Но маркетинг имеет дело с миллиардом ситуаций; в нем можно найти любые примеры, в том числе и взаимоисключающие. Задача популяризатора маркетинговых знаний состоит в том, чтобы вычленить наиболее типичное, и не очень увлекаться исключениями и частными случаями. Нашему автору это не удалось.

Книга сумбурна и несистематизирована. Она не имеет обычной вводной части, разъясняющей неспециалисту основные положения маркетинга. Его сразу ошарашивают вопросом: «Что может дать вам отдел маркетинга?» (Идея № 1). Но почему обязательно отдел? Это может быть и один маркетолог. В малом бизнесе это может быть сам владелец. Важно не количество маркетологов, а качество их мышления и решений.

Энтони Браун (Antony Brown) из IBM говорил: «Есть два типа корпораций: корпорации с маркетинговым отделом и корпорации с маркетинговой душой… Последние наиболее успешны; первые же быстро исчезают».

С первой же страницы становится ясно, что помочь российскому бизнесу создать «маркетинговую душу» автор не может в принципе — он сам не знает, что это такое. Вряд ли с его помощью можно создать клиенто-ориентированную компанию:

 

 

А если отдел маркетинга будет преследовать предлагаемые автором цели (см. ниже), то ничем хорошим это не кончится. Уже который год я слышу о том, что в некоторых российских компаниях распускают отделы маркетинга и рекламы в полном составе и увольняют МВА-маркетологов. (См. «Псевдомаркетинг: схоластика и бюрократия»)

Автор неправильно понял содержание известной статьи вышеупомянутого Эндрю Эренберга. Ее автор говорит о нереальности некоторых маркетинговых целей в определенных ситуациях. Г-н Липсиц предлагает свои цели для отдела маркетинга для всех ситуаций:

1. Сохранить долю рынка и повысить прибыльность операций (вопреки усилиям конкурентов)

Эренберг говорит о том, что постоянный рост имеет место редко. Даже сохранение доли рынка не всегда подвластно маркетологу. Появление нового конкурента на заполненном рынке почти всегда означает снижение доли рынка каждого игрока. Как показано в «Идее №2», компания может наращивать продажи при снижении ее доли рынка. В отличие от Липсица, Эренберг не делает из этого трагедии. Автору, да и читателю, я бы рекомендовал прочитать книгу Ричарда Минитера «Миф о доле рынка. Почему “доля рынка” — “золото дураков” в бизнесе».

2. Обеспечить лишь «опознаваемость» товара

Эренберг говорит о бессмысленности политики «Дифференцируйся или умри!» (Джек Траут) для коммодитизированных товаров. Здесь он предлагает полагаться только на идентификаторы. При этом есть масса продуктов, которые можно и нужно дифференцировать.

3. С помощью рекламы напомнить покупателям о товаре

Эренберг говорит о неспособности напоминающей рекламы коммодитизированных марок убеждать. Огромный опыт маркетинга показал, что простое напоминание без сообщения причин, по которым нужно отдавать предпочтение марке, продаж не увеличивает. Кстати, на рынке присутствуют миллионы торговых марок — напоминайте на здоровье! Только кто все это запомнит. Очень часто анализ показывает, что дорогостоящие виды рекламы не нужны. При этом есть масса ситуаций, в которых тщательно спланированная и выполненная реклама может и должна продавать, а не напоминать.

4. Внести вклад в достижение оптимальной комбинации целей в области прибыли, объемов продаж, качества и удовлетворенности потребителей.

Здесь я не понял ровным счетом ничего. Эренберг говорит, что не стоит ставить задачу максимизировать и даже оптимизировать прибыль. Задач должно быть несколько. Правда, кому нужны задачи в бизнесе, если они рано или поздно не приводят к финансовым результатам, то бишь опять же к прибыли.

5. Создать систему сбора и анализа максимально разнообразной информации об условиях рыночных продаж

Наш автор не понял, что Эренберг говорит не о маркетинге фирмы, а о маркетинге вообще, точнее об отсутствии универсальных «научных» положений в маркетинге — «Обобщаемое знание маркетинговых явлений в основном блистает своим отсутствием».

Маркетологу не нужна «максимально разнообразная информация» — компьютеры многих отделов маркетинга забиты информационным мусором. Ему нужна информация, на основании которой он может принимать продуктивные решения. Что такое «условия рыночных продаж»? А что, бывают и «НЕрыночные» продажи?

Опытному практическому маркетологу одной «идеи №1» вполне достаточно для оценки книги. На этом можно было бы поставить точку.

Но…

Маркетинг на фирме начинается с «генерала». (См. «Генералам о маркетинге».) Многие «генералы» уже стали проявлять интерес к маркетингу. А тут появляется книга вроде бы по маркетингу, и к тому же якобы для топ-менеджеров, изданная весьма уважаемым заведением. Но если топ-менеджер будет осваивать маркетинг по подобной книге, то он получит совершенно искаженное представление о маркетинге, этом увлекательном, творческом и очень нужном для российского бизнеса ремесле.

Все это делает эту книгу очень опасной для руководителей нашего бизнеса!

Именно это заставляет подойти к ее разбору более тщательно.

Начнем с нескольких отступлений — без них трудно будет понять причины полной несостоятельности этой «идейной» книги.

Экономика и маркетинг

Многие экономисты, в том числе и наш автор, не понимают разницы между экономикой и маркетингом.

(См. «Экономика и маркетинг: сходства и различия».)

 Экономиста-теоретика больше интересует упрощенное представление об устойчивых, существенных причинно-следственных взаимосвязях между экономическими явлениями и процессами (экономические законы). Экономист, инженер-экономист или бухгалтер-экономист на фирме в основном занимаются материальными и финансовыми потоками.

Маркетинг же интересует совершенно иное — это Его Величество Клиент во всех его проявлениях, от Человека живущего до Человека покупающего (см. ниже), и удовлетворение потребностей Клиента с выгодой для фирмы.

Непонимание этого принципиального отличия сыграло с маркетингом злую шутку в 1960-70х годах, когда в университетах США стали открывать факультеты маркетинга. Первыми преподавателями были экономисты. (Robert Bartels (1976): «Первые студенты маркетинга на самом деле обучались, как экономисты».) Именно это в немалой степени способствовало тому, что выпускники маркетинговых факультетов оказались не маркетологами, а псевдо-маркетологами. Книга Липсица пытается вернуть российский маркетинг к тем бесславным дням.

Псевдо-маркетолог — это не только неудача для фирмы, но и личная драма. По данным чикагской компании Spencer Stuart: средний «срок жизни» на фирме такого «маркетолога» — менее двух лет; на фирмах, производящих ТНП — 10 месяцев.

Должны ли маркетолога интересовать финансовые показатели? Должны, да еще как! Более того, маркетологу следует платить не за его дипломы, эрудицию и создаваемые им бумажки, а за конечный результат. Этим результатом является прибыль. На прибыль должны работать все: управленцы, разработчики, экономисты, производственники, логистики, маркетологи и рекламисты. Но каждый по-своему. Маркетолог работает, как «представитель Клиента» в компании, как эксперт по Клиенту.

Сейчас, похоже, маркетинг, дорого заплатив за годы царствования псевдо-маркетинга, с трудом приходит к тому, чем он должен быть. Растет количество публикаций об «удовлетворенности потребителя», клиенто-ориентированности, необходимости смотреть на все в бизнесе с точки зрения Клиента. Даже реклама, возможно, подустав от креАтинизма, немного задумалась о потребителе. В агентствах даже вводят должность эксперта по потребителю — account planner. Становится популярным подход к маркетингу, как к творчеству и изобретательности.

Все это находит свое отражение и в хороших курсах маркетинга и рекламы. Для примера приведу основные темы, разбираемые в курсе маркетинга The Open University: «Понимание своих потребителей», «Ориентация на нужды потребителей», «Создание ценности для потребителей». Каждая тема по объему занимает книжку.

Могут ли экономисты быть маркетологами и преподавателями маркетинга? Разумеется, могут. Но для этого им нужно вначале стать маркетологами. Это удается только тем, кто обладает маркетинговым мышлением. Многим это не удается. Примером может служить экономист Котлер. (См. «Котлер и котлероиды».)

Еще одним примером является экономист Липсиц. Тем необычнее выглядит его феерическая карьера в маркетинге.

Кто Вы, доктор Липсиц?

До этого я имел возможность прочитать только одну книгу Липсица. Это был скучноватый учебник по экономике для средних школ — вполне адекватный текст. Человек пишет о том, в чем разбирается. А тут неожиданно г-н Липсиц разразился учебником по маркетингу, причем ни больше, ни меньше, как для «слушателей программ МВА» и топ-менеджеров!

Откуда у нашего автора вдруг проявились такие маркетинговые таланты? Войдем на страницу В.И. Липсица в «Академии маркетинга». Здесь все как полагается: хорошее образование по экономике социализма: 1971 г. — Плешка; 1976 г. — к.э.н.

Ни слова о маркетинге!

Ни дня работы практическим маркетологом в бизнесе!

Никакого образования в области маркетинга!

И вот, по мановению волшебной палочки, наш автор становится… «одним из лучших преподавателей маркетинга в России по рейтингам журналов “Карьера” и “Секрет фирмы”», профессором кафедры маркетинга на факультете менеджмента ГУ-ВШЭ. (Меня забавляет включение маркетинга в менеджмент.)

Подобные чудесные превращения еще можно было понять на заре Перестройки, когда преподаватели большевистской экономики были вынуждены хоть как-то выживать. Прочитав несколько книг по рыночной экономике, которую они до этого успешно громили, все в одночасье становились ярыми приверженцами рынка и крупными специалистами по маркетингу.

Но позвольте, господа, сейчас-то другие времена: в стране уже выросла плеяда молодых образованных маркетологов с большим практическим опытом! (Опыт исключительно важен, ибо маркетинг — это сугубо практическое ремесло.)

Далее, никому в голову не придет назначить химика, скажем, завкафедрой физики. Почему же экономист Липсиц был поставлен во главе кафедры маркетинга? Может быть, руководство славной ГУ-ВШЭ считают, что экономика и маркетинг — это одно и то же?

А если данное произведение отражает состояние маркетинга в Школе, то, боюсь, о ВШЭ-вом маркетинге стоит пока забыть.

Маркетинг сквозь призму… ценообразования

Из 70 якобы маркетинговых «идей», 16 целиком посвящены не просто экономикс, а ценообразованию. При этом другие «идеи» также пестрят словами «цена», «ценовой», «ценообразование», «ценность», «издержки», «затраты», «себестоимость», «выручка», «бухгалтерия» и т.д. В чем причина?

Все объясняется просто. Красной нитью через всю замечательную карьеру автора проходит тема ценообразования, точнее экономики ценообразования. В Интернете можно встретить такую характеристику автора — «один из самых известных в России специалистов по ценообразованию». А что, господа экономисты, в ценообразовании все проблемы уже решены? Или на маркетинге ныне можно больше заработать?

Здесь на ум приходит высказывание Абрахама Маслоу: «Если единственным инструментом, который есть у вас, является молоток, то все проблемы вы будете видеть в виде гвоздя». Вот и г-н Липсиц пригвоздил маркетинг своим ценообразовательным молотком. Похоже, что он будет размахивать им в маркетинге до скончания дней своих. Так «маркетолог» Липсиц сейчас активно ведет семинары. Отгадайте с трех раз тему семинаров. Правильно — это до боли родное для него ценообразование.

Ценообразованием в его книге дышит буквально все. Как вам, например, такое: «Идея № 63. Верно ли, что цена — единственный ключ к рынку?» или «Идея № 21. Затратный и маркетинговый подходы к управлению бизнесом». Такое могло возникнуть только в воспаленном мозгу ценообразователя.

Я не знаю, какое место ценообразование занимает в экономикс, но в маркетинге — это один из десятков вопросов, которыми приходится заниматься практическому маркетологу; чаще всего — это маргинальная тема. И сколько бы наш автор не проводил конференций на тему «Управление ценообразованием — таинственная территория маркетинга», у маркетинга была, есть и будет иная «таинственная территория» — Его Величество Клиент.

А интересно, господа, как бы выглядела данная книга, если бы ее автор был специалистом по другому экономическому вопросу?

Использованная литература

Такого перечня литературы не встретишь ни в одной книге по маркетингу. На первом месте, разумеется, стоят книги по ценообразованию:

Липсиц И.В., Ценообразование, М.: Экономист, 2004

Томас Т. Нэгл, Рид К. Холден, Стратегия и тактика ценообразования, 3-е издание, СПб.: Питер, 2004

Далее идет книга Питера Дойля «Маркетинг, ориентированный на стоимость», в которой дается своеобразное определение маркетинга:

«Маркетинг — это управленческий процесс, который стремится максимизировать выплаты акционерам за счет разработки и осуществления стратегий по установлению отношений доверия с наиболее ценными заказчиками и по созданию значительных конкурентных преимуществ». — А если акционеров нет? Отказываться от маркетинга?

Наверное, именно из этой книги г-н Липсиц позаимствовал понятие «маркетинговой оценочной матрицы» — Идея № 2. Это очаровательный набор цифирок. Ими здесь описываются даже «относительное качество товаров» и «относительное качество услуг», а также «удовлетворенность клиентов», «готовность клиентов к покупке» и «понимание товаров фирмы покупателями». С какого потолка наш уважаемый автор берет эту цифирь остается только гадать.

Далее, в списке почетное место занимают публикации по экономике и менеджменту. Изредка мелькает что-то даже по маркетингу. Меня удивило упоминание имени Теодора Левитта. Но Липсиц не был бы Липсицем, если бы из множества работ этого маркетингового мудреца, он не вычленил бы второстепенную статью по дифференциации — там говорится о ценах. Ему не интересна важная мысль Левитта: «Исходной точкой успеха в маркетинге является маркетинговое воображение». Увы, каждый видит то, что он хочет видеть.

Словом, таковы экономико-ценообразовательные «университеты» нашего «маркетингового» автора. И чего вы после этого хотите, господа? Чтобы он поменял свой ценообразовательный склад ума на маркетинговый? — Не ждите!

«Клиент» в маркетинге и у Липсица

В маркетинге принято придерживаться расширительного толкования понятия «Клиент». Это любая заинтересованная сторона: покупатель товаров, получатель услуг, слушатель семинара, посетитель выставки, читатель наших документов, поставщик, дилер, партнер, акционер, правительство и общество. А также всевозможные «влиятели», например, семьи сотрудников. В рекламе — это также потребитель рекламы, то есть читатель, зритель или слушатель. Разумеется, основным Клиентом является покупатель.

Питер Друкер говорил: «Задача маркетинга — познать и понять Клиента настолько хорошо, чтобы продукт точно подходил Клиенту и продавал себя сам». Роль клиента в маркетинге настолько велика, что один немецкий маркетолог предложил переименовать маркетинг в клиентинг. Том Питерс учит: «Начните клиентскую революцию, смотрите на мельчайшие нюансы самой маленькой программы глазами Клиента».

Глава General Electric Джек Уэлш говорил: «В 1980-х годах мы видели Клиента в каждом человеке, теперь мы видим человека в каждом Клиенте». Хороший маркетолог должен быть, прежде всего, хорошим «людоведом» и «душелюбом».

Творческого маркетолога интересует о Клиенте все. Как он живет; что его заботит; на каком языке он говорит; что он знает о данной товарной категории; как он покупает; как он использует продукт; как он узнает о данной категории и/или данном продукте; является ли покупка простой или сложной? Подобных вопросов «от Клиента» настоящий маркетолог задает себе десятки.

Маркетолог исходит из того, что человека интересует только он сам и его близкие. В простых ситуациях он идет по пути наименьшего сопротивления, часто копируя действия окружающих.

Заваленный предложениями современный покупатель избалован и циничен; он устал от маркетинговых коммуникаций. К тому же он вооружен Интернетом. На выбор разных продуктов он тратит разное время: от секунд до месяцев. Применительно к огромному числу товарных категорий, покупатель не знает чего он хочет, или же формулирует свои желания расплывчато. Практически все решения, включая решения о покупке, человек принимает, используя как разум, так и эмоции.

«Своего» Клиента г-н Липсиц потрясающе описал во втором (самом коротком) разделе книги, который называется вполне по-маркетинговому «Ваш покупатель — источник ваших доходов»:

« 1) Все покупатели являются экономическими людьми, т.е. всегда принимают решения экономически рационально;

2) Все покупатели обладают полной информацией обо всех товарах аналогичного назначения, присутствующих на рынках, включая их свойства и цены».

Итак, экономический покупатель-компьютер по Липсицу мыслит только рационально. (Предвосхищаю ужас сторонников «эмоционального» маркетинга и брэндинга с их разговорами об эмоциональных связях и пр.) Как же наш бедный покупатель, которому отказано в праве на эмоции, покупает косметику, ювелирные украшения, произведения искусства и множество других «эмоциональных» продуктов?

Об «информации обо всех товарах аналогичного назначения» — Если, скажем, наш покупатель захочет купить напольное покрытие, то на рынке его будут ждать десятки технологий, сотни свойств, разные варианты поставок. А с учетом разброса цен мы получим десятки тысяч вариантов. По Липсицу «компьютерный» мозг покупателя хранит всю эту информацию. Этому экономическому роботу маркетинг не нужен. С него хватит и экономики.

«Клиентский» раздел начинается «Идеей № 29. За что покупатель берет ваш товар?» Ну, может быть, хоть здесь автор на минуту забудет о своем ценообразовании и займется, наконец, маркетингом? Не тут-то было! Слово «цена» на 6 страницах этой сумбурно изложенной «идеи» упоминается раз 30, не оставляя сомнений в подходе автора.

Разговор идет только о параметрах и характеристиках продуктов. Но человек не разбирается в характеристиках многих товаров. Зато он хорошо реагирует на толково объясненные ему выгоды, которые он получит от данного продукта. Он хорошо реагирует на продающие моменты. О них автор не имеет ни малейшего представления.

Автор не понимает, что среди миллионов продуктов есть просто товары, есть товары + услуги, есть товары + услуги + атмосфера. Примерами последних «продуктов» являются рестораны, клубы, парикмахерские и пр. Разные продукты покупают по-разному и их маркетинг должен строиться по-разному. Но об этом в книге ни слова.

Вряд ли многие поймут шикарные фразы типа:

«Восприятие ценности говорит о том, насколько покупатель хорошо разбирается в свойствах товара, а восприятие качества — насколько он способен правильно оценить меру качества, меру эффективности, меру полезности, меру удобства или функциональности для него того или иного продукта».

Или вот еще один перл: «Один брэнд мало что дает. Это всего лишь некий имидж, некая легенда, сложившаяся вокруг товара». Какие легенды, г-н Липсиц, сложились в Вашей голове вокруг тысяч видов продуктов питания, тканей, стройматериалов, электрооборудования, запчастей и прочая?

В «Идее № 31» задается вопрос: Как понять — чего хочет покупатель? И утверждается «вам нужны количественные модели оценки возможной реакции покупателя». Вот так-с!

Словом, в уютном экономическом мирке г-на Липсица все просто: «Основой для проведения декомпозиционного анализа являются ответы покупателей на вопросы специальных анкет». Автор для этого даже предлагает использовать компьютерные программы. О том, куда заводят подобные «исследования», маркетинг знает давно. (См., например, статью.)

Автор умудрился ничего не рассказать о том Клиенте, который интересует настоящего маркетолога. При этом его волнуют такие «суперважные» темы, как «все ли клиенты равновыгодны?», «что такое — “увольнение” покупателей» и т.д.

Все это странно, поскольку на своем сайте www.ilipsits-marketing.com наш автор дает неплохое определение маркетинга — получение прибыли путем осчастливливания потребителя. Но вместо рассказа о потребителе и о том, как же его можно осчастливить, читателю предлагаются вариации на тему ценообразования.

Маркетинговые коммуникации

Не могу не сказать пары слов о странноватых представлениях автора о маркетинговых коммуникациях. К ним он подходит исключительно с точки зрения расходов — зачем и сколько надо тратить денег на маркетинговые коммуникации? (Идеи № 53 и 54).

Под коммуникациями автор понимает исключительно рекламу. Однако, коммуницирует все, что фирма делает и не делает. Мощным средством маркетинговых коммуникаций является «внутренний» маркетинг, особенно для компаний, предлагающих товар + услуги + атмосферу. Так, успешная сеть кофеен Starbucks практически не тратится на рекламу. Вообще, дурак в коммуникациях работает мега-баксами; умный — мега-мозгами (см. «Реклама: эффективно — не обязательно дорого».)

Тысячу раз прав немецкий рекламист Вальтер Шёнерт: «Нулевую рекламную идею можно помножить на миллион долларов — все равно получится нуль». Или даже минус — это когда реклама снижает продажи и котировки акций.

Заключение

Практически каждая «идея», и почти каждый абзац, в этом незабвенном произведении заслуживают развернутых маркетинговых комментариев, но пора закругляться.

В свое время я назвал скандалом книгу «Маркетинговое управление. Полный курс МВА» автора из «Мирбис» Т.А. Гайдаенко. Я полагал, что худшей книги о маркетинге мне вряд ли доведется когда-либо прочитать. Я ошибался.

В условиях гипер-конкуренции, и особенно в связи с грядущим вступлением России в ВТО, маркетинговое мышление и умение работать в рыночных условиях приобретает особую важность для страны, вышедшей из командно-распределительной «шинели». Развитие рыночных навыков у российского бизнеса превращается в стратегический вопрос.

В немалой степени это касается качества подготовки маркетологов в российских вузах и бизнес-школах — оно оставляет желать лучшего. А появление подобных преподавателей маркетинга и подобных книг говорит даже о регрессе.

 

(маркетинг и реклама)

Дистанционный 3-месячный

 


Александр Павлович Репьев

 

См. также «Котлер и котлероиды»

 



















Учить
не мыслям,
а мыслить!

Иммануил
Кант

Ничего нет
более опасного,
чем идея,
когда она
у вас только
одна.

Э. Шартье

Даже если
знания
раздаются бесплатно,
приходить
нужно все
равно со
своей тарой.

Древняя
китайская
мудрость

Глядя на мир,
нельзя не
удивляться!

Козьма Прутков

Если у вас
нет образования,
вам надо
работать
мозгами.

Американское выражение

Он однажды
стрелой
пронесся
через прихожую
этого
ремесла.

Г. Бебель

Учеба без
 размышлений –
это потеря
времени;
размышление
без учебы
опасно.

Конфуций

Всякое
заблуждение
пагубно,
но там, где
к нему
примешивается
страсть,
пагубно
двойне.

Плутарх

Университет
развивает все
способности,
в том числе –
глупость.

А. Чехов

Я
предпочитаю
вредную
истину
полезной
ошибке.

И. Гете

Глупость
настолько
непроходима,
что ее
невозможно
исследовать
до дна.

О. Бальзак

Думай!
Девиз IBM
 

 

 

На главную страницу | О школе А. РепьеваКонсультирование
Дистанционные курсы | Книги | Рецензии | Статьи

alex@repiev.ru 
(8) 499 194-52-21