|
Реклама Маркетинг Брэндинг | |
|
На главную страницу
|
О школе А. Репьева
| Консультирование |
alex@repiev.ru |
|
Борисов Б.Л., «Технологии рекламы и PR» — М: Фаир-Пресс, 2002 — 624 с.: с иллюстрациями – Рецензия
Технологии рекламы и PR
В анонсе книги читаем: «Книга будет незаменимым пособием для студентов вузов и всех тех, кто интересуется паблик рилеишнз и рекламным менеджментом.» С «незаменимостью» вы, ребята, явно погорячились! Есть масса книг о рекламе, особенно написанных нашенскими авторами из психологов, культурологов и прочих «ологов», содержание которых не соответствует их названию. Эта книга не исключение. «Технологии рекламы» — о чем это? На сайте журнала «Рекламные технологии» читаем: «Термин «технологии» мы трактуем в самом широком смысле. Поэтому примерно половина из 12-15 публикуемых в номере статей — «гуманитарные» (?): рекламный креатив, медиапланирование, рекламные исследования, оценка эффективности рекламы, психолингвистика и т.д. Вторая половина, соответственно — «технологическая» (?): тонкости пре-пресс, особенности различных видов печати, проблемы «наружки», сувенирной рекламы, новые методы декорирования и т.п.» (Может быть, было бы рациональнее подавать котлеты отдельно и мух отдельно?) Так о чем же «Рекламные технологии» Борисова Б.П.? О «гуманитарном» или о «собственно»? Кидаемся к аннотации: «Цель данной книги — познакомить читателя с основами информационной и экономической культуры, выделить наиболее актуальные аспекты теории и практики рекламы и паблик рилеишнз, …» Постойте, скажет проницательный читатель, с основами информационной культуры лучше знакомиться по книгам об информатике; с основами экономической культуры — по книгам об экономике. А что для затурканного рекламного менеджера из Кружопинска является «наиболее актуальными аспектами»? Скорее всего, ответы на прозаические вопросы, как увеличить продажи «болтов и гаек», производимых его родным ААА «Кукареку-Недоинвест»; как общаться с гендиректором, ничего не понимающим в рекламе, и с местными рекламистами, полагающими что они в ней что-то понимают. И так далее. Может, о содержании книги нам хоть что-то скажет послужной список ее автора? Окончил ВГИК… кинодокументалистика, теле- и киножурналистика… продюсерство… ряд съемочных, кинопрокатных, издательских, рекламных и ПР-проектов… настоящая монография обобщает практический и научный опыт автора. Замечательно! А как же «экономическая культура»? — Ну,… может, человек на кухне ночами штудировал книги по экономике. Бывает. Итак, ныряем в 624 страницы «экономической культуры» и «наиболее актуальных аспектов». Очень скоро становится ясно, что книга представляет собой винегрет из трудно поддающихся описанию и классификации тем, большая часть которых не имеет к рекламе ни малейшего отношения. В неожиданном месте в книге я натолкнулся на потрясающую характеристику маркетинга: «Маркетинг — это сфера действия экономики. Люди сами по себе, эту научную сферу интересуют мало.» Не по-о-нял! — Маркетинг начинается именно с людей, с умения поставить себя на место клиента, читателя, покупателя. Настоящий маркетинг «делается» не в голове маркетолога, а в сознании потребителя. В рамках своих домотканых представлений о маркетинге, наш автор является просто идеальным маркетологом. В своем изложении он идет не от потребностей читателя, желающего узнать что-то полезное о рекламе (читатель автора интересует мало), а от себя, желающего выплеснуть на читателя все, о чем он когда-то читал в связи с его сферами интересов, перечисленными выше. Это объясняет, почему технике киномонтажа в книге отведено почти столько же места, сколько и дилетантскому изложению того, что автору кажется основами рекламы. Быстро расправившись с неинтересными ему «технологиями маркетинговой коммуникации», автор выходит на чукотский оперативный простор — что вижу, о том и пою: одна песнь сменяет другую… на 624 страницах, оплаченных покупателем книги. Надо отдать автору должное — иногда он вспоминает и о рекламе. (Так о теории AIDA автор скороговоркой и не к месту упоминает в разделе «Суггестия и зрелище».) Оглавление книги — идеальная задачка для ребят из игры «Что? Где? Когда?». Пусть они поломают головы над тем, что же скрывается за названиями разделов «Мифологическими маршрутами», «Лики тоталитаризма», «Демократические сюжеты», «Анатомия стиля», «Клиповое сознание», «Инструмент-структурализм»? И что эти разделы делают в книге о рекламе? Не помогает и разгадывание заголовков следующего уровня. Возьмем, например простенький заголовочек «Инструмент-структурализм». Раздел состоит из глав: «Сальери как семиотик», «Знаки мифа», «Кодировка текста», «Символика промимиджа», «Гардероб как знак»,… «Миф о единстве биомассы»… Далее везде! Все поняли? Ну, хорошо, скажет ставший еще более проницательным читатель, а почему же тогда вы дали книге две звезды, а не одну? Если забыть о рекламе (к ней книга касательства не имеет), то… некоторые куски текста не лишены образовательного интереса. Скажем, если Вы не разбираетесь в художественных стилях, то автор на нескольких десятках страниц объяснит Вам, чем, скажем, стиль модерн отличается от постмодернизма. Дизайнер может почерпнуть из книги что-то полезное о швейцарской типографике и так далее. Да и написана книга вполне понятным языком. А это по нонешним временам уже кое-что!
(маркетинг и реклама) Дистанционный 3-месячный
|
|
|
На главную страницу
|
О школе А. Репьева
| Консультирование |
alex@repiev.ru |